Версия для слабовидящих
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения

Ответы на вопросы III квартал 2018 года

Ответы на вопросы участников публичного обсуждения правоприменительной практики Государственной инспекции труда в Мурманской области за III квартал 2018 года

 

1. Каким образом можно понизить категорию риска,  присвоенную организации?

 

 

С 1 марта 2017 года в новой редакции действует Положение  о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы  трудового права, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, нормативно закрепляющие применение риск - ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в сфере труда.

 

 

С 2018 года все плановые проверки Государственной инспекции труда проводятся с применением процедуры оценки рисков.

Критерии отнесение деятельности работодателя к той или иной категории риска зависят от показателя потенциального риска причинения вреда ценностям в сфере труда.

Это, прежде всего, жизнь и здоровье работника и его права и законные интересы, в первую очередь, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы и иных причитающихся выплат:

 

 

- к высокому риску относятся организации в случае, если показатель потенциального риска причинения охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;

- в категорию значительного риска организация попадает случае, если показатель потенциального риска причинения охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 0,99 до 0,75;

- в категорию среднего  риска организация попадает случае, если показатель потенциального риска причинения охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 0,74 до 0,5;

- в категорию умеренного риска организация попадает случае, если показатель потенциального риска причинения охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 0,49 до 0,25;

- в категорию низкого риска организация попадает случае, если показатель потенциального риска причинения охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

 

 

Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.

 

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

 

 

Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:

 

Р=Т+Ку

 

Где Т - показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

Ку - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований (Т) при осуществлении определенного вида деятельности определяется по формуле:

 

Т=ПВ x М

 

 

Где ПВ - показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований. Значения показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) определены в перечне, предусмотренном приложением к Положению, и актуализируются (пересматриваются) не реже одного раза в 3 года. Учитываются численность работников погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли, численность работников, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли.(данные статистические).

 

 

М - показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.

Значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М) в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя , составляет:

- 0,5 - при среднесписочной численности работников менее 200 человек;

- 0,7 - при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;

- 1- при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;

- 1,5 - при среднесписочной численности работников свыше 1000 человек.

 

 

Значение коэффициента устойчивости поведения юридического лица или индивидуального предпринимателя, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), рассчитывается на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов, исходя из показателей, учитывающих соблюдение законодательства в сфере труда, по формуле:

 

Ку=Кт+Кз+Кадм

 

Где:

Кт - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма;

Кз - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. 

При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;

Кадм - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему, равный 0,1.

При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки может быть принято решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска.

 

 

Индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностей в сфере труда при наличии случаем травматизма (Кт) рассчитывается по формуле:

 

Кт=Ктт+Ктл,

 

Где:

 

Ктт - показатель наличия тяжелых несчастных случае, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,4 за каждый тяжелый несчастный случай, признанный связанным с производством;

Ктл - показатель наличия легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,1 за каждый легкий несчастный случай, признанный связанным с производством.

При наличии смертельного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышается до категории высокого риска. 

Индивидуальный коэффициент рассчитывается на основании:

- данных ведомственной отчетности о результатах надзорно - контрольной деятельности, представленных территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;

- сведений травматизма за 3 года, предшествующих текущему;

- сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

При отсутствии сведений, указанных выше, в статистической и ведомственной отчетности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска  причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны 0.

Если предприятие претендует на понижение категории риска, необходимо определиться с показателями, которые зависят от его организации работы.   

Очевидно, что к таким показателям относятся показатель КУ (значение коэффициента устойчивости поведения юридического лица, связанное с исполнением обязательных требований.

Кт- индивидуальный показатель травматизма;

Кт= Ктт+Ктл

Ктт - наличие тяжелых несчастных случаев, связанных с производством, за год предшествующий текущему, по 0,4 за каждый несчастный случай;

Ктл - наличие легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,1 за каждый легкий несчастный случай, связанный с производством.

Кз - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3.     

При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;

Кадм - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему, равный 0,1.

При отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки может быть принято решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска.

 

 

Рассчитаем категорию риска в по ПАО «Мурманский морской торговый порт»

Постоянные показатели:

ПВ - «Транспортировка и хранение» - (потенциальный вред) - 0,85

М - масштаб, среднесписочная численность 1478 чел. - свыше 1000 чел. -1,5.

Таким образом, Т (тяжесть потенциальных последствий)  равно 0,85X1,5=1,275

 

 

Рассчитаем переменные коэффициенты по минимальной шкале:

Предположим, что Кт = 0, поскольку на предприятии за год, за год, предшествующий текущему,  не было тяжелых несчастных случаев (Кт) и легких несчастных случаев (Кл).

Кз = 0, поскольку задолженность по заработной плате не  фиксировалась.

Кадм = 0 (отсутствуют назначенные административные наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему). (По факту  - такие наказания были коэф. - 0,1).

Таким образом, Ку  (коэффициент устойчивости поведения юридического лица или индивидуального предпринимателя, связанного с исполнением обязательных требований) = 0

Следовательно, Р = 1,275+0=1,275

Очевидно, что уже при расчете как постоянных так и переменных показателей, предприятие относиться к категории высокого риска.

Согласно п. 13  При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска), тяжелого травматизма (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежит снижению до следующей категории риска.

Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей со среднесписочной численностью работников свыше 1000 человек решение о снижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска, принятое по заявлению такого юридического лица или индивидуального предпринимателя в случаях, указанных в пункте 13 настоящего документа, размещается на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.

 

2. В соответствии с ч. 3 ст. ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995     № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Считается ли директор, использующий служебный транспорт для выполнения свих должностных обязанностей, но не для перевозки пассажиров или грузов, водителем? Должен ли проходить предрейсовые медицинские осмотры?

         Как следует из части третьей ст. 213 ТК РФ, нормами Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Так, в соответствии с абзацем шестым п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

         Указанные осмотры проводятся за счет средств работодателя. При этом в целях применения законодательства о безопасности дорожного движения водителем транспортного средства признается любое лицо, управляющее транспортным средством.

         То есть под водителем здесь следует понимать любое лицо, управляющее принадлежащим организации транспортным средством, имеющее на это специальное право. Это означает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые эксплуатируют принадлежащие им на каком-либо вещном праве (собственность, аренда, оперативное управление, безвозмездное пользование и т.п.) транспортные средства, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров лиц, управляющих принадлежащими им автомобилями, вне зависимости от того, какую должность занимает работник организации, осуществляющий функции водителя.

         Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, под которой понимаются работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (часть первая ст. 15 ТК РФ).     Условие о трудовой функции является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Вместе с тем отсутствие в трудовом договоре (должностной инструкции) прямого упоминания об обязанности работника управлять транспортным средством, принадлежащим работодателю, не освобождает последнего от необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры и работника от прохождения таких осмотров, если исходя из фактических обстоятельств следует, что работник выполняет функции по управлению транспортным средством.

         Так, в постановлении от 19.12.2016 № 18-АД16-173 Верховный Суд РФ принял во внимание, что в обязанности работников, занимающих должность торгового представителя, входило в том числе посещение клиентов на вверенном маршруте в соответствии с маршрутным листом, а также то обстоятельство, что от лиц, претендующих на занятие указанной должности, требовалось наличие водительского удостоверения и стажа вождения не менее одного года. В результате суд пришел к выводу о том, что работники осуществляли функции водителей и, следовательно, подлежали предрейсовым медосмотрам.

         Анализ судебной практики показывает, что на вывод суда о распространении на работника и работодателя норм, регламентирующих проведение предрейсовых медицинских осмотров, могут повлиять и другие обстоятельства, а именно: наличие путевых листов, оформленных на работников, факт заключения работодателем в прошлом договоров с медицинскими организациями на проведение предрейсовых осмотров работников и т.д. (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.12.2016 по делу N 12-309/2016).

 

3.Если у работника при приеме на рабу имеется действующее заключение о психиатрическом освидетельствовании по направлению другой организации, но по такой же должности, долен ли новый работодатель направлять на психиатрическое освидетельствование вновь.

 

В соответствии со с. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 По смыслу приведенной нормы, обязательное направление работника, принятого на такую же должность, имеющего действующий документ, подтверждающий прохождение им обязательного психиатрического освидетельствования, не требуется.

 

4. Каким образом необходимо указывать в трудовом договоре, заключенном с работником, занятым во вредных и (или опасных условиях труда, характеристики его условий труда на рабочем месте в соответствии с требованиями абз. 7 ч.1 ст. 57 ТК РФ?

 

         В соответствии с требованиями абз. 7 ч.1 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия труда на рабочем месте.

         Классы (подклассы) условий труда на рабочих местах указываются в трудовых договорах по результатам проведения специальной оценки условий труда.

 

         5. Проведение специальной оценки условий труда муниципальных служащих, а также работников, не являющихся муниципальными служащими?

 

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2014 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) проведение СОУТ в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

В настоящее время федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе порядок проведения СОУТ в отношении рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих не урегулирован.

Исходя из содержания вышеуказанных положений Федерального закона
№ 426-ФЗ не имеется оснований для применения общих норм законодательства о СОУТ в отношении государственных гражданских и муниципальных служащих. Таким образом, в настоящее время проведение СОУТ в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих не может быть осуществлено.

(Разъяснение Департамента условий и охраны труда Минтруда России от 24.12.2014 (письмо № 15-1/В-1978).

Специальная оценка условий труда на рабочих местах специалистов, не являющихся государственными гражданскими или муниципальными служащими проводится на общих основаниях.

 

  6. Привлекаются ли работодатели в Мурманской области к ответственности за прием на работу специалиста по охране труда без наличия диплома по направлению «Техносферная безопасность» или профессиональной подготовки?

 

Такой практики в Государственной инспекции труда в Мурманской области не имеется.

 

7. Некоторые надзорные органы требуют наличия независимой оценки квалификации в соответствии с профстандартами. В регионе ЦОК отсутствуют. Что делать?

        

         Сейчас начинает формироваться национальная система профессиональных квалификаций, вносятся изменения в Трудовой кодекс, принят федеральный закон «О независимой оценке квалификации».

         Центры, которые проводят такую оценку, уже появились, их несколько десятков.

         3 июля 2016 года Президент РФ подписал Федеральный закон   № 238-ФЗ     «О независимой оценке квалификации».
         Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2017 года и является базовым документом, регулирующим формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.

         Координатором системы независимой оценки квалификации является Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК).
         При Национальном совете действуют отраслевые Советы по профессиональным квалификациям, которые наделяются полномочием по отбору юридических лиц для проведения оценки квалификации (центры оценки квалификации).
         Центры оценки квалификации (далее ЦОК) проводят оценку квалификации в форме профессионального экзамена и оформляют ее результаты.
         ЦОК – это юридическое лицо, наделенное полномочиями и осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по проведению независимой оценки квалификации.

         Независимая оценка квалификации – процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
         Соискатель – работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификации для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
         Свидетельство о квалификации – документ государственного образца, подтверждающий успешное прохождение профессионального экзамена в рамках №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Сведения о выданных свидетельствах вносятся в единый реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

         Независимая оценка квалификации проводится на возмездной основе.

  В настоящее время в Мурманской области действует единственный центр независимой оценки квалификации - Мурманский индустриальный колледж.

Однако, перечень профессий по которым такая оценка проводится, весьма ограничен.

Учитывая изложенное, в случае принятия решения о направлении работника для прохождения независимой оценки квалификации, работодатель должен будет компенсировать расходы работника, в том числе, и по проезду в ЦОК.

 

8. При формировании графика отпусков работник, имеющий 3-х и более детей до 12 лет, заявит дату отпуска, которую работодатель внесет в график. Может ли такой работник  требовать переноса этой даты после утверждения графика?

 

В соответствии со ст. 262.2 ТК РФ работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Поскольку приведенная норма введена 11.10.2018 года, практика её применения еще не сжилась.

Вместе с тем, согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

Учитывая данное обстоятельство, представляется возможным сделать вывод о том, что работник, имеющий трех и более детей до 12 лет, должен будет заявить работодателю о желаемом времени отпуска при составлении графика.

После утверждения графика отпусков пожелания такого работника, в случае их изменения, могут быть учтены в зависимости от возможности работодателя.

 

9. Хотелось бы уточнить вопрос по предоставлению отпуска работникам, имеющим 3 и более детей до 12 лет. Все дети должны быть до 12 лет или хотя бы один ребенок должен быть не старше 12 лет?

 

По смыслу ст. 262.2 ТК РФ, как минимум, три  ребенка работника должны быть не старше 12 лет.

 

10. Юридическое лицо через тендер выбирает организацию для проведения СОУТ. Будет ли ГИТ области утверждать этот выбор? Так, как выбирают не достойных, а дешевле.

 

Утверждение результатов тендера при выборе организации для проведения СОУТ к полномочиям территориального органа Федеральной службы по руду и занятости не относится.

Вместе с тем, работодатель в чьи обязанности входит контроль за качеством   проведения СОУТ, вправе требовать надлежащего исполнения договора на оказание соответствующих услуг, в том числе, в судебном порядке.

 

 

 

 

 

11. Кто обязан корректировать кары РМ в связи с изменениями должностей и отделов при неизменении самого РМ?

        

         Законодательством внесение изменений в отчет по СОУТ не предусмотрено. Невозможна корректировка отдельных документов отчета как в части проведенных исследований (испытаний, измерений), так и изменения класса или подкласса условий труда.

         При наличии нарушений, объективно влияющих на результаты СОУТ, необходимо проведение внеплановой СОУТ. Основания и сроки проведения внеплановой СОУТ предусмотрены ч. 1 и 2 ст. 17 Закона
№ 426-ФЗ:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве  или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие вредных (опасных) производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.

          В соответствии с разъяснением Минтруда России от 02.11.2016 (письмо № 15-1/ООГ-3847) если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, изменением состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую СОУТ можно не проводить.

         Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть приняты комиссией по проведению СОУТ и оформлены протоколом.

Работодателю
Cannot find 'employ' template with page ''