Версия для слабовидящих
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения

Доклад о правоприменительной практике за 2 квартал 2017 года

Доклад

о правоприменительной практике

Государственной инспекции труда в Мурманской области

за II квартал 2017 года

I.Общие положение

Обеспечение государственной защиты трудовых прав работников было и остается одной из важнейших задач государства.

Одним из основных способов государственной защиты трудовых прав граждан является государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Принятые Президентом Российской Федерации и Правительством решения по реформированию контрольно-надзорной деятельности напрямую отразились на надзорной деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости.

Одним из ключевых направлений реформирования надзорной деятельности является конечно же профилактика нарушений трудового законодательства.

В рамках вышеназванной реформы Федеральной службой по труду и занятости разработана и утверждена приказом от 31 января 2017 года № 32 Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой по труду и занятости при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Целями программы являются:

q повышение прозрачности федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

q предупреждение нарушения подконтрольными субъектами установленных норм и правил в сфере трудовых отношений, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

q снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

q разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Проведение профилактических мероприятий, предусмотренных Программой, позволит решить следующие задачи:

q формирование единого понимания обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, у всех участников контрольно-надзорной деятельности;

q выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определение способов устранения рисков их возникновения;

q создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников.

Важнейшим мероприятием Программы является ежеквартальное проведение публичных обсуждений правоприменительной практики Роструда и его территориальных органов, а также руководство по соблюдению обязательных требований.

В апреле текущего года состоялись первое публичное обсуждение правоприменительной практике Государственной инспекции труда в Мурманской области за I квартал 2017 года.

Сегодня, я представлю Вашему вниманию доклад о правоприменительной практике Государственной инспекции труда в Мурманской области за II квартал 2017 года.

Доклад содержит анализ статистической и иной информации о применении нормативных правовых актов в сфере труда, результаты надзорных мероприятий, проводимых Государственной инспекцией труда в Мурманской области, практику рассмотрения обращений граждан по вопросам трудового законодательства, а также вступивших в силу судебных актов, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.

Фактически мы подведем итоги работы территориального органа Федеральной службы по труду и занятости за I полугодие текущего года.

II. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере труда.

Государственной инспекцией труда в Мурманской области в порядке реализации государственных полномочий, представленных Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Мурманской области, утвержденном приказом Роструда от 31.03.2017 № 204, в отношении юридических лиц и индивидуальны предпринимателей во II квартале текущего года проведена:

- 401 проверка, в том числе:

- 31 плановая проверка, с начала года в плановом порядке проверено 57 хозяйствующих субъектов (I квартал - 26);

- 370 внеплановых проверок. Всего за первое полугодие проведено 783 внеплановые проверки (1 кв. - 413).

Таким образом, с начала 2017 года должностные лица государственной инспекции труда в Мурманской области провели 840 проверок.

Следует отметить, что количество плановых проверок сократилось практически вдвое с 108 до 57. Тогда, как общее количество внеплановых проверок за первое полугодие т.г. в два раза превышает количество внеплановых проверок за аналогичный период 2016 года.

Объективно это обусловлено повышением активности граждан в защите своих трудовых прав. Немаловажную роль в этом также сыграло качественное изменение уровня информационной открытости деятельности Гострудинспекции, появление и развитие электронных сервисов, введение новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений.

Кроме того, в связи с совершенствованием действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» тенденция снижения доли плановых проверок продолжается.

С 1 марта 2017 года в новой редакции действует Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Положением нормативно закрепляется применение риск - ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в сфере труда.

Таким образом, уже с 2018 года все плановые проверки Государственной инспекции труда будут осуществляться с применением процедуры оценки рисков, что приведет к дальнейшему снижению количества плановых проверок.

По сравнению с I кварталом т.г. возросло количество обращений граждан, поступивших в Государственную инспекцию труда.

Во втором квартале этот показатель составил 828 обращений, что на 125 обращений больше показателя I квартала (I кв. - 703).

Анализ поступивших обращений позволяет сделать вывод о том, что по - прежнему наиболее часто граждане жалуются на:

- невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы - 296 обращений (35,7% от общего числа обращений) ( I кв. - 161);

- нарушение требований охраны труда, специальная оценка условий труда на рабочих местах - 168 обращений (20,3% от общего числа обращений) ( I кв. -74.);

- нарушение процедуры увольнения - 154 обращения (18,6% от общего числа обращений) (I кв. -132);

- нарушение порядка заключения трудового договора - 31 обращение (3,7% от общего числа обращений) (114 обращений в I кв.);

- по иным вопросам - 179 обращение (21,6% от общего числа обращений) (200 - в I кв.).

В ходе проведенных во II квартале всех надзорных мероприятий, в том числе и расследования несчастных случаев на производстве, было выявлено 663 нарушения трудового законодательства (I кв. - 689). Всего с начала года таких нарушений выявлено 1352.

Наиболее часто нарушения допускаются работодателями по следующим вопросам:

- оплата и нормирование труда – 155 нарушений (всего за полугодие -334);

- оформление трудовых отношений – 118 нарушений (всего за полугодие -296);

- охраны труда, проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах – 179 нарушений (всего за полугодие -332);

- по другим вопросам - 211 нарушений (всего за полугодие -390).

Подводя итог вышесказанному следует отметить, что наиболее распространенными нарушениями по прежнему являются:

- невыплата работникам заработной платы в полном размере (нарушение абзаца 5 части 1 статьи 21 ТК РФ);

- нарушение сроков выплаты заработной платы (нарушение статьи 136 ТК РФ);

- невыплата причитающихся средств при увольнении работника (нарушение статьи 140 ТК РФ);

- нарушение сроков оплаты отпуска (нарушение статьи 136 ТК РФ);

- отсутствие повышенной оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и в местностях с особыми климатическими условиями (нарушение статей 146, 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ);

- непроведение обучения и инструктирования работников по охране труда;

- непроведение медицинских осмотров работников;

- несоблюдение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда.

III. Легализация трудовых отношений.

Особое внимание хотелось бы обратить, на такое распространенное нарушение трудового законодательства, как ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками либо уклонение от их оформления.

Как упоминалось выше, за II квартал 2017 года Государственной инспекцией труда в Мурманской области было проведено 370 внеплановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в хозяйствующих субъектах.

В ходе проведения проверок по требованию государственных инспекторов труда работодателями во II квартале было оформлено 44 трудовых договора. Всего с начала года заключено 69 трудовых договоров (25 трудовых договоров в I квартале).

IV. Трудовой договор

Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются нарушения требований:

- части 2 статьи 57 ТК РФ (отсутствие в трудовых договорах обязательных условий (оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки, определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.);

- части 4 статьи 57 ТК РФ (внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством);

- части 2 статьи 58 ТК РФ (заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований);

- статьи 67 ТК РФ (не оформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника);

- статьи 79 ТК РФ (расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора);

- статей 86, 87 ТК РФ (отсутствие регламентированного порядка хранения и использования персональных данных работников);

- части 4 статьи 84.1 ТК РФ (невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, не направление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте);

- статьи 137 ТК РФ (включение в заключаемые с работниками трудовые договора условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условия о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя, за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию);

- статьи 180 ТК РФ (уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора).

В последние годы сложилась практика заключения с работниками договоров гражданско - правового характера (договоров подряда, оказания услуг и т.д.), а также использование заёмного труда.

Работодатели, уклоняясь от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, необоснованно заключают договоры гражданско-правового характера. Вместе с тем, в данных отношениях усматриваются признаки трудовых отношений: работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у работодателя; налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю; ежемесячная выплата заработной платы; характер поручаемой работы и т. д.

В связи с тем, что должностное лицо инспекции труда не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, работник вынужден обращаться в суд. Основные вопросы, с которыми работники обращаются в суд, связаны, в основном, с восстановлением на работе по причине незаконного увольнения по инициативе работодателя, а также с целью установления факта трудовых отношений и понуждения работодателя оформить трудовые отношения в соответствии с действующим законодательством.

V. Охрана труда и несчастные случаи

Во втором квартале 2017 года Государственной инспекцией труда в Мурманской области продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части охраны труда.

Из общего количества выявленных нарушений было выявлено 179 нарушения по вопросам охраны труда.

По прежнему высоким остается уровень производственного травматизма.

По данным Государственной инспекции труда в Мурманской области в хозяйствующих субъектах, зарегистрированных на территории региона, во II квартале 2017 года произошло 14 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, связанных по результатам расследования с производством.

Всего с начала года связь с производством установлена по результатам расследования 21 НС с тяжелыми последствиями, произошедшего в организациях, зарегистрированных в Мурманской области, в том числе:

- 1 групповой несчастный случай с тяжелыми последствиями;

- 4 несчастных случая со смертельным исходом;

- 16 несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом.

В результате которых:

- 4 человека погибли;

- 17 человек получили тяжелые производственные травмы.

Зарегистрированные в Государственной инспекции труда в Мурманской области в 2017 году несчастные случаи на производстве с тяжелыми последствиями распределяются по видам экономической деятельности организаций следующим образом:

несчастные случаи со смертельным исходом (6):

1 СНС – сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;

1 СНС - добыча полезных ископаемых;

1 СНС- торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками,

консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов;

1 СНС- обрабатывающие производства (ремонт машин и оборудования);

групповые несчастные случаи (1) - производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

несчастные случаи с тяжелым исходом(16)

1 НС - деятельность гостиниц и предприятий общественного

питания/деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков

1 НС - деятельность административная и сопутствующие услуги/деятельность по обслуживанию зданий и территорий

2 НС- государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение

2 НС – образование;

1 НС – здравоохранение;

2 НС- строительство;

1 НС - добыча прочих полезных ископаемых;

2 НС- сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;

1 НС- торговля розничная нефтепродуктами;

2 НС– обрабатывающие производства (ремонт машин и оборудования);

1НС- операции с недвижимым имуществом;

1.Причины производственного травматизма.

К наиболее распространенным причинам производственного травматизма относятся:

- неудовлетворительная организация производства работ;

- нарушение правил дорожного движения;

- неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории.

Как отмечалось выше, зачастую причиной несчастного случая является неудовлетворительная организация производства работ, которая выражается, прежде всего, в несогласованности выполнения работ, в применении не безопасных приемов и методов выполнения работ, в нарушении правил охраны труда при эксплуатации оборудования.

Имели место случаи выхода на работу в состоянии алкогольного опьянения, причем работодатель не применяет мер по отстранению работников, появившихся в состоянии алкогольного опьянения.

Среди наиболее распространенных видов несчастных случаев на производстве необходимо выделить такие, как:

- падение пострадавшего с высоты - 8 НС;

- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей машин - 6

- транспортные происшествия - 3 НС;

- повреждений здоровья в результате противоправных действий третьих лиц - 2 НС;

- утопление, погружение в воду - 1НС;

- воздействие экстремальных температур и других природных факторов - 1 НС.

2.Специальная оценка условий труда

В I полугодии текущего года было выявлено 24 (16 - 1 кв., 8 - 2 кв.) нарушения установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах.

Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие нарушения:

- 9 не проведение работодателями СОУТ;

- 15 не доведение результатов СОУТ до сведения работников.

VI. Меры административной ответственности

Юридическим итогом деятельности надзорного органа по применению права является правоприменительный акт. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Правоприменительный акт - это правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание, вынесенное должностным лицом по результатам проведённой плановой или внеплановой проверки, рассмотрения обращения работника.

Во II квартале 2017 года должностными лицами Государственной инспекции труда в Мурманской области были наложены денежные штрафы за несоблюдение трудового законодательства на общую сумму 8 955 тыс. руб.
(в I кв. - 10 508 тыс. руб.). Общая сумма наложенных штрафов за первое полугодие текущего года составила 19 463 тыс. руб.

По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами инспекции труда во II квартале т.г, приняты решения о привлечении к административной ответственности 278 юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (I кв. - 292). Всего с начала года к административной ответственности привлечено 570 юридических, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сначала года должностными лицами инспекции труда было направлено в судебные органы в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ 22 протокола об административном правонарушении за неуплату штрафа в установленный законом срок (I кв. -13).

Всего направлено в суды 55 протоколов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях в сфере труда (I кв. - 35).

В то же время в течение полугодия только по 21 протоколу судом виновные должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности ( в I кв. - 11).

VII. Анализ нормативных актов и устранения устаревших,

дублирующих и избыточных обязательных требований,

избыточных контрольно-надзорных функций

В рамках анализа нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, а также по совершенствованию трудового законодательства и практике его применения Федеральной службой по труду и занятости были подготовлены и направлены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проекты следующих федеральных законов:

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)»;

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)»;

«О внесении изменения в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации»;

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (по вопросам обеспечения прав сезонных работников);

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части гармонизации с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);

Все указанные проекты федеральных законов проходят процедуры согласования (рассмотрения), в том числе на заседаниях рабочих групп Минтруда России по разработке законопроектов.

В целях дальнейшего совершенствования законодательства в части обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы с Минтрудом России прорабатываются следующие вопросы:

- установление персонификации ответственности собственника организации за возникновение задолженности по заработной плате работникам;

- предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права возмещения за счет средств резервного фонда субъекта Российской Федерации неполученной заработной платы работникам организаций в случае длительности процедуры банкротства, предусмотрев механизм возврата указанных средств за счет конкурсной массы организации - банкрота;

- увеличения доли средств, направляемых на погашение задолженности по заработной плате, вырученных от реализации предмета залога при проведении конкурсного производства в случае банкротства организации;

- установления преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- придание предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений, связанных с оплатой труда работников, статуса исполнительного документа и возможность принудительного списания денежных средств со счетов организации – должника.

Кроме того, в части совершенствования законодательства, в части охраны труда прорабатываются следующие вопросы:

- внесение изменений в статью 357 ТК РФ дополнения, предусматривающих предоставление государственному инспектору труда полномочия по приостановке во внесудебном порядке эксплуатации не соответствующего требованиям охраны труда оборудования, агрегатов, объектов, зданий или сооружений до устранения неисправности. Возложить ответственность на генерального заказчика и основного подрядчика за безопасное производство работ субподрядными организациями, что значительно снизит риск производственного травматизма при производстве строительных работ;

- определения перечня работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать физических лиц, не являющихся работниками, на основании договоров гражданско-правового характера. Установить, что работы с повышенной опасностью перечисленные в специальном перечне могут выполняться только штатными работниками, работающие по трудовым договорам, на которых распространяются требования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- в перечень работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать физических лиц, не являющихся работниками, на основании договоров гражданско-правового характера, необходимо внести следующие работы:

§ работы на высоте (выполняемые без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также выполняемым на расстоянии менее 2 м от не огражденных перепадов по высоте более 5 м);

§ работы, выполняемые в водопроводных, канализационных и газовых колодцах;

§ работы, выполняемые в замкнутых пространствах (резервуарах, трубопроводах и т.п.);

§ все виды подземных работ;

§ строительно-монтажные работы;

§ перевозка грузов и пассажиров;

§ подводные работы;

§ работы по эксплуатации сложного производственного оборудования, требующего специального обучения.

- установление, что при несчастном случае на производстве независимо от степени тяжести повреждений здоровья пострадавшего государственная инспекция труда может проводить комплексную внеплановую проверку деятельности всего предприятия, индивидуального предпринимателя без согласования данной проверки с прокуратурой;

- разрешение включать в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хозяйствующие субъекты, в том числе относящиеся к малому предпринимательству, независимо от срока, истекшего со дня их государственной регистрации и окончания проведения последней плановой проверки, при условии, что в предшествующем году в данном хозяйствующем субъекте произошел несчастный случай на производстве со смертельным исходом;

- установление обязанности органов судебно-медицинской экспертизы по письменному запросу государственного инспектора труда безвозмездно направлять информацию о причинах смерти работника, получившего травму на производстве, и возможному наличию причинно-следственной связи между естественной смертью работника и воздействием на него вредных и (или) опасных производственных факторов.

VIII. Судебная практика

Во II квартале 2017 года должностными лицами Государственной инспекции труда в Мурманской области было вынесено 278 постановлений о назначении административных наказаний. В целом с начала года таких постановлений вынесено 570, что на 5% больше аналогичного показателя предыдущего года (543 постановления о назначении административного наказания).

Из общего количества актов инспекторского реагирования, вынесенных в 1 полугодии 2017 году, в судах были обжалованы 50 решений Инспекции, из которых 16 решений отменено.

Проводя анализ судебной практики за I полугодие 2017 года можно сделать вывод об увеличении количества актов инспекторского реагирования оставленных без изменений и об отказе в удовлетворении исковых требований, что свидетельствует о положительной тенденции уменьшения количества отмененных актов инспекторского реагирования.

Наиболее часто решениями судов оставляются без изменений постановления по нарушениям ст. 5.27.1 КоАП РФ и отменяются по ст. 5.27 КоАП РФ. При вынесении большинства решений судом делается вывод о том, что указанные в постановлении нарушения по ст. 5.27 КоАП РФ являются индивидуальным трудовым спором.

В соответствии со статьей 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматривает комиссия по трудовым спорам или суд, а выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

При этом нарушения, признаваемые индивидуальным трудовым спором могут быть самыми разнообразными, в том числе:

- нарушение условий трудового договора;

- несоблюдение сроков выплаты заработной платы;

- неполный расчет при увольнении;

- неправомерное дисциплинарное взыскание;

- нарушение порядка расторжения трудового договора и так. далее.

В заключении хотелось бы поблагодарить всех участников сегодняшних публичных слушаний, надеюсь, что посредством проведения подобных мероприятий мы закладываем добрую традицию конструктивного взаимодействия между Государственной инспекцией труда в Мурманской области, работодателями и работниками, что в конечном итоге приведет к снижению числа нарушений трудового законодательства в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на территории региона.


Видеозапись обсуждения правоприменительной практики Государственной инспекции труда в Мурманской области за 2 квартал 2017 года

Работодателю
Cannot find 'employ' template with page ''