Версия для слабовидящих
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017 г.

02.10.2017

ДОКЛАД С РУКОВОВДСТВОМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ДАЮЩИХ РАЗЪЯСНЕНИЕ, КАКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМЕРНЫМ, А ТАКЖЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ЗА III КВАРТАЛ 2017 ГОДА.

Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований подготовлен в рамках реализации пункта 2.1.6 раздела «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований» сводного Плана приоритетного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Руководство по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий

В соответствии с п. 8.2.1 Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований разработано Руководство по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов.

Государственный контроль (надзор) – одна из функций государства, осуществляемая в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов.

Контроль и надзор – два важнейших метода государственного регулирования предпринимательской деятельности, направленные на предупреждение нарушения прав, пресечение таких нарушений, наказание виновных, ликвидацию правовой неграмотности. Одним словом, эти два метода есть один из основных видов деятельности государства по обеспечению соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечению соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Одной из основных форм контрольно-надзорной деятельности являются проверки, под которыми понимается комплекс действий уполномоченных на то лиц, направленных на установление исполнения хозяйствующими субъектами норм законодательства, выявление правонарушений, их пресечение и применение санкций.

Контрольно-надзорная деятельность реализуется посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (плановые и внеплановые, выездные и документарные), рассмотрения жалоб, заявлений проведение расследований несчастных случаев и т.д.

Разъяснение неоднозначных или не ясных для подконтрольных лиц обязательных требований

Согласно статье 228 Трудового кодекса РФ при наступлении события несчастного случая работодатель (его представитель) обязан немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации Мурманской области, указанные в статье 228.1 Трудового кодекса РФ.

В частности, статьей 228.1 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:

- в Государственную инспекцию труда в Мурманской области области;

- в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

- в орган исполнительной власти Мурманской области и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;

- в территориальный орган Ростехнадзора, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу;

- в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя);

- в территориальное объединение организаций профсоюзов Мурманской области.

В примечании к форме извещения, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73 (Форма 1 Приложения № 1), указано, что извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом) передается в течение суток после происшествия несчастного случая в органы и организации, указанные в статье 228 Трудового кодекса РФ, по телефону, факсом, телеграфом и другими имеющимися средствами связи.

Несоблюдение работодателем (его представителем) установленного порядка извещения органов и организаций Мурманской области о происшедшем несчастном случае, включая несообщение о нем в территориальное объединение организаций профсоюзов Мурманской области, будет считаться сокрытием данного происшествия. Данные обстоятельства повлекут организацию проведения самостоятельного расследования несчастного случая государственным инспектором труда в порядке, установленном статьей 229.3 Трудового кодекса РФ, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

В соответствии с частью 1 статьи 229 Трудового кодекса РФ для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

Согласно части 2 статьи 229 Трудового кодекса РФ при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Несоблюдение работодателем (его представителем) установленного порядка формирования комиссии для проведения расследования несчастного случая, без участия надлежащего представителя территориального объединения организаций профсоюзов Мурманской области, фактически свидетельствует о нарушении порядка проведения расследования несчастного случая и подлежит дополнительному расследованию в порядке, установленном статьей 229.3 Трудового кодекса РФ.

Разъяснение новых требований нормативно-правовых актов

Введена новая статья 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающая замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31–14.33, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.8-19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

При этом часть 1 статьи 4.1.1 КоАП подлежит применению только к нарушениям трудового законодательства, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 6 статьи 5.27 КоАП РФ, частями 1, 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и статьями 5.28 - 5.31 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба.

При решении вопроса о квалификации действий лица по статье 4.1.1 КоАП РФ учитываются положения статьи 4.6 КоАП РФ, согласно которой лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.

При решении вопроса о применении в отношении лица статьи 4.1.1 КоАП РФ необходимо выяснить, привлекалось ли ранее данное лицо к административной ответственности за однородное правонарушение.

В случае, если в ходе осуществления надзорно-контрольного мероприятия установлено несколько однородных административных правонарушений, но имеются критерии, указанные в статье 4.1.1 КоАП РФ, то лицо, совершившее такие правонарушения, привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из совершенных им правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность, либо иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В случае обращения лица, привлеченного к административной ответственности в виде штрафа, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо либо районный суд по месту рассмотрения дела вправе осуществить замену штрафа на предупреждение при соблюдении условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Организационные, технические и иные мероприятия для реализации новых требований

Распоряжением Правительства РФ от 26.09.2017 г. № 2049-р утвержден План мероприятий («дорожной карты») по созданию, развитию и вводу в эксплуатацию информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» на 2017-2019 годы» (далее – «дорожная карта»).

Реализация вышеназванной «дорожной карты» направлена на повышение результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольных (надзорных) органов автоматизированных систем при организации и осуществлении ими своей деятельности.

Осуществление контрольными (надзорными) органами с определенной периодичностью проверки подконтрольных субъектов зачастую требует повышения эффективности расходования задействованных ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных субъектов превышает потенциальные возможности контрольного (надзорного) органа по их проверке. Это приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность обработки и хранения информации о результатах проверки деятельности подконтрольных субъектов.

Мировая практика свидетельствует об активном использовании автоматизации процессов контрольной (надзорной) функции государства в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольной (надзорной) деятельности уполномоченных органов государственной власти.

В связи с этим необходимо внедрение современных информационных технологий в части проведения контрольных (надзорных) мероприятий в зависимости от степени нагрузки на контрольный (надзорный) орган, что позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов контрольных (надзорных) органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава органов государственного контроля (надзора) на наиболее значимых направлениях.

Сокращение числа проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей станет следствием реализации «дорожной карты».

Целью «дорожной карты» является оптимизация трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), в числе которых уменьшение количества личных посещений инспекторами контрольных (надзорных) органов проверяемых организаций, перевод документооборота из бумажного в электронный вид, сокращение количества конфликтных ситуаций с использованием федеральной информационной системы досудебного (внесудебного) обжалования.

Фактором повышения эффективности государственного управления посредством оптимизации контрольной (надзорной) функции государства является переход при организации и осуществлении мероприятий по контролю к использованию автоматизации процессов, которые используется в большинстве развитых стран мира.

Мировой опыт использования автоматизации свидетельствует, что подобный подход позволяет сократить общее количество и скорость проверок до 50 процентов, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых проверок либо проводить их путем удаленного представления материалов без посещения проверяемой организации. При этом обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Результатами реализации «дорожной карты» являются:

- создание, развитие и ввод в эксплуатацию государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности»;

- принятие соответствующих нормативных правовых актов в целях установления требований при проведении процесса информатизации контрольных (надзорных) органов при организации и осуществлении всех видов государственного контроля (надзора) начиная с 2017 года.

По результатам реализации «дорожной карты» планируется обеспечить на основе общих стандартов и методических подходов необходимый уровень информационного взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и используемых ими информационных систем при планировании и осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора), автоматизировать постоянные и однообразные процессы, осуществляемые инспекторским составом, повысить обоснованность принимаемых ими решений, автоматизировать сбор и анализ сводной информации об осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, а также повысить доступность указанной информации для хозяйствующих субъектов и граждан.

Информирование и консультирование по вопросам

трудового законодательства, развитие системы электронных сервисов

«Онлайнинспекция.рф»

Поступление обращений посредством использования интернета позволяет говорить не только о развитии компьютерных сетей, но и о расширении возрастной и социальной структуры обратившихся граждан, а главное, об эффективности той работы, которая проводится инспекциями по информированию и консультированию граждан.

Необходимо отметить, что существующая и постоянно совершенствующаяся система контроля за своевременностью и качеством ответов на обращения граждан позволяет не только оказывать качественные консультационные услуги и незамедлительно применять меры инспекторского реагирования по выявленным нарушениям трудового законодательства в целях восстановления нарушенных прав граждан, но и, на основе анализа поставленных в обращениях вопросов и наиболее часто выявляемых нарушений, повышать эффективность перспективного планирования работы государственных инспекций труда по всем направлениям ее деятельности.

За 9 месяцев текущего года в Государственную инспекцию труда в Мурманской области поступило 2228 обращений граждан, из них 337 обращений в форме электронного документооборота.

Анализ поступивших обращений позволяет сделать вывод о том, что по - прежнему наиболее часто граждане жалуются на:

- невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы - 429 обращений (19,25% от общего числа обращений) ( I кв. – 161, II кв. – 135, III кв. - 133);

- нарушение требований охраны труда, специальная оценка условий труда на рабочих местах - 273 обращения (12,25% от общего числа обращений) ( I кв. -74, II кв. – 94, III кв. - 105);

- нарушение процедуры увольнения - 429 обращений (19,25% от общего числа обращений) (I кв. -132, II кв. – 154, III кв. - 143);

- нарушение порядка заключения трудового договора – 385 обращений (17,28% от общего числа обращений) (114 обращений в I кв., II кв. – 145, III кв. - 126);

- по иным вопросам – 712 обращений (31,96% от общего числа обращений) (200 - в I кв., II кв. – 179, III кв. - 333).

Сервис я – инспектор.

В рамках развития сервиса Федеральной службой по труду и занятости было создано и размещено на площадках наиболее популярных магазинов приложений для смартфонов («Google Play» и «App Store») бесплатное мобильное приложение «Я – инспектор». Это приложение направлено на предупреждение несчастных случаев и гибели работников на производстве. Новое мобильное приложение Роструда направлено выявление и пресечение нарушений в одной из наиболее травмоопасных отраслей – в строительстве. В ходе разработки приложения Рострудом были проанализированы наиболее травмоопасные нарушения и выбраны те, которые может заметить гражданин, не являющийся работником и не находящийся непосредственно на строительном объекте. В настоящее время с помощью приложения осуществляется выявление и устранение следующих из них:

– отсутствие у работников касок при проведении строительных работ;

– на высоте без защитных ограждений и страховочных устройств;

– отсутствие ограждений строительных площадок.

Приложение позволяет любому гражданину, зафиксировавшему нарушение, используя свой мобильный телефон сообщить в государственную инспекцию труда об обнаруженной угрозе для жизни и здоровья работников. Функционал мобильного приложения позволит сфотографировать и приложить фотоматериалы к обращению, в том числе фотографию информационного щита застройщика, сформировать заявление и отправить его на рассмотрение. Указанное обращение поступает в сервис «Сообщить о проблеме», передается на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, который принимает меры по устранению нарушений.

Сервис «Электронный инспектор»

Сервис – электронный инспектор также является интерактивным информационно-консультационным сервисом системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

В соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Федеральной службой по труду и занятости (далее – Роструд) и ее территориальными органами, включая Государственную инспекцию труда в Мурманской области, осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В частности, на официальном сайте Роструда в сети «Интернет» по адресу: https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatel№ost/pereche№-aktov/ размещен перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вместе с текстами соответствующих нормативных правовых актов.

В соответствии с частями 11.1-11.5 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. № 177 Рострудом ведется разработка проекта ведомственного нормативного правового акта, которым утверждены 107 разработанных проверочных листов, применяемых при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ознакомиться с содержанием проверочных листов можно на официальном сайте Роструда в сети Интернет по адресу https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatel№ost/?ID=583925.

Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством электронного сервиса онлайнинспекция.рф (https://онлайнинспекция.рф/requireme№ts/), внедрение которого обусловлено реализацией Рострудом Концепции повышения эффективности соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 1028-р.

Данный сервис предоставляет работодателям и работникам возможность ознакомиться с простым и понятным перечнем базовых требований трудового законодательства, а также увидеть, на основании каких нормативных правовых актов осуществляется прием на работу, изменение трудового договора, прекращение трудового договора (увольнение), защита персональных данных, регламентируется рабочее время и время отдыха, производится оплата труда, предоставляются гарантии и компенсации, определяется ответственность сторон трудового договора, обеспечивается безопасность и охрана труда, деятельность первичных профсоюзных организаций, защита трудовых прав работников.

Сервис Трудовой навигатор (https://онлайнинспекция.рф/i№structio№s/) содержит пошаговые схемы разрешения проблемных ситуаций в области трудовых отношений. Инструкции предлагают как рекомендации по самостоятельному решению проблемы, так и варианты решения проблемы с помощью государственных органов. Каждая инструкция сопровождается набором образцов необходимых документов. Предлагаемый сервисом набор инструкций, охватывает наиболее распространенные проблемные ситуации при приеме на работу, изменении условий труда, увольнении, по соблюдению режима рабочего времени и времени отдыха, привлечению работника к дисциплинарной и материальной ответственности, по охране труда и условиям труда отдельных категорий работников.

Сервис Электронный инспектор труда (https://онлайнинспекция.рф/i№spector/) предлагает работодателям уникальную возможность самостоятельно пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований трудового законодательства. Электронный инспектор труда позволяет взглянуть на оформление и содержание документов глазами настоящего государственного инспектора труда. Для проведения самопроверки в настоящее время доступно 125 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, включая вопросы охраны труда. Наряду с этим, сервис Электронный инспектор труда предлагает пользователям ознакомиться с памятками по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя (https://онлайнинспекция.рф/remi№ders/), разъясняющим требования трудового законодательства Российской Федерации и содержащим рекомендации по его применению для решения наиболее распространенных трудовых ситуаций.

Работодателю
Cannot find 'employ' template with page ''